Если ребенок развивается нормально, то к трем-четырем годам ( обычно в этом возрасте его отдают в детский сад) он обнаруживает, что кроме него в этом мире есть другие Маши, Пети, Вани… Раньше он воспринимал себя как вселенную и идентифицировал со своим именем. А тут, вдруг, выясняется, что есть еще кто-то с таким же именем, и может не один.

В противопоставлении с окружающими, происходит обнаружение собственного «Я». Здесь берет старт развитие самосознания. В речи проскакивает, пока еще бессмысленное «Я» и «Хочу – не хочу».

К этому моменту, у малыша появляются навыки и новообразования, которые выводят развитие психики на новый уровень. Это позволяет ребенку проявлять собственную активность и добиваться поставленных перед собой целей — надеть носочки, шапку, завязать шнурки, залезть на шведскую стенку, сложить кубики…

Основное новообразование, которое появляется в этом возрасте, это поведение, называемое «гордостью за достижения». Оно проявляется в том, что дети стремятся к достижению результата своей деятельности (могут долго, практически не отвлекаясь пытаться что-то делать).

Достигнув желаемого, тут же бегут демонстрировать взрослому. Без одобрения, которого, его успехи теряют ценность. У ребенка этого возраста обостренное чувство собственного достоинства. Выражается оно в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений взрослыми.

Если за каким-то действием ребенка следует похвала, он научается это повторять, в надежде получить причитающееся вознаграждение снова.

Как вы понимаете, ребенок этого возраста, кроме радости доставляет и массу хлопот. И иногда делает не совсем то, что взрослому нравится.

В случае, когда действие ребенка, вызывает у взрослого негативную реакцию — выказанное недовольство, шлепок по попе или рукам, одергивание или игнорирование, очень скоро он понимает, что лучше «этого» не делать или сделать незаметно. Желание скрыть такие поступки лежит в основе первых обманов.

Но ребенок еще слишком мал и полностью зависит от взрослых. Для выживания в этом мире, он нуждается в их любви! Чтобы получить необходимую любовь, ребенок вынужден подавить свою индивидуальность. Так как часто то, что он хочет для себя, не совпадает с тем, что хотят для него родители и другие взрослые.

Таким образом, происходит утрата своего «Я», постепенно малыш теряет уверенность в себе, не доверяя больше своим чувствам и мыслям. Он начинаем, делать одно, чувствуя при этом другое.

Травматическое переживание третьего рода это дефицит внимания к нашим истинным потребностям и игнорирование разрушительного эффекта, которое производят на нас негативные действия со стороны близких и других людей.

Вы видели рекламу на телевидении, где ребенку, склонившему голову, с разных сторон кричат: « Да кем ты вырастешь! Ты ничего не умеешь! Откуда ты свалился на мою голову! Глаза бы мои тебя не видели! Из тебя ничего не получится! На кого ты похож!». В рекламе были родители. В реальной жизни, помимо родителей, это могут быть учителя, тренеры, воспитатели и просто посторонние люди. Это тоже пример травматической ситуации третьего рода.

ссора ребенокС травмой третьего рода, мы сталкиваемся, начиная с четырехлетнего возраста и всю оставшуюся жизнь. Эти ситуации возникают между нами и окружающим миром.

К ним относятся унижения, насмешки, оскорбления, предательства, несправедливость по отношению к нам. Это вызывает, стыд, вину, страх, неуверенность, разочарование.

Что же теперь делать? — спросите вы. Ведь мы живем в социуме и не можем оградиться от его воздействия. В реальной жизни мы все время в отношениях с кем то. И выход конечно есть.

Как можно справиться с этой ситуацией поговорим в следующей статье.

Резеда Буявчи
rezeda_psychologist@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *